“Главный вопрос тарифной политики – что ставить во главу угла. ЖКХ должно быть социально ответственной сферой”
Российская газета-Центральная Россия
В ТИСКАХ ТАРИФА
Алексей Смирнов,
эксперт центра независимого мониторинга исполнения указов президента «Народная кспертиза» ОНФ
В сентябре долг жителей Владимира перед поставщиками коммунальных услуг превысил 437 миллионов рублей. На территории региона действуют около 600 тарифов только на горячую и холодную воду! Но это отнюдь не казус, а объективная реальность.
Для каждого предприятия тариф утверждается, исходя из себестоимости ресурса. Тариф не может быть усредненным: одни поставщики суперприбыльны, другие – убыточны. Если будет не 600 разных тарифов, а один на всех, это выгодно прежде всего администрации города. Сейчас, чтобы минимизировать недовольство граждан, легче разложить затраты на всех. А если этого не делать, необходимо искать, думать, анализировать, то есть прилагать немалые усилия.
Возьмем Владимир. Не все дома областного центра подключены к ТЭЦ. Часть получает тепло и горячую воду от котельных. В одних производство гигакалории может быть дешевле, а в других – дороже. Разбив затраты ОАО «Владимирские коммунальные системы», поставляющего ресурс для обеспечения коммунальными услугами потребителей и обслуживающего разводящие сети, на производство тепловой энергии по конкретным котельным, можно увидеть, где оно эффективно, а где нет. А и в итоге закрыть неэффективные и снизить затраты. Таким было наше предложение.
В 2013 году мы получили ответ из областного департамента по ценам и тарифам, где было четко сказано, что если бы изменилась схема теплоснабжения города Владимира, то для отдельных категорий граждан тариф снизился бы на 11 процентов. Чтобы минимизировать коммунальные платежи, директор департамента вышел с таким предложением в городской совет народных депутатов. На тот момент ОАО «ВКС» возглавлял депутат законодательного собрания области, имеющий огромное влияние в городе. Горсовет это предложение не поддержал, объяснив, что подобное решение снизит прибыль коммерческого предприятия, а в итоге ухудшится качество предоставляемых коммунальных услуг. И в очередной раз утвердил инвестиционную программу ВКС.
В 2010 году владимирская общественная организации «Народный контроль» оспорила в прокуратуре законность такой инвестиционной программы. Почему, ежегодно увеличивая тариф за счет инвестиционной составляющей, потребителей заставляют платить за якобы модернизацию неэффективных котельных?
Например, часть домов в районе улицы Диктора Левитана отапливаются от ТЭЦ, часть – от котельной. Мягко скажем, не лучшей. И естественно, их жители платят за те же самые коммунальные услуги значительно больше.
Противоположный пример – «магаданский дом» на улице Чайковского. Его жильцы отказались от услуг «Владимирских коммунальных систем» и подключились к центральной магистрали. Отапливаются напрямую от ТЭЦ. Тариф за тепло у них стал значительно ниже. Ушел посредник. Таким образом, если изменить схему теплоснабжения, где убрать посредника, – тариф будет снижен. Но для этого нужны расчеты и аналитика.
Многие жители задаются вопросом: почему я плачу за инвестиционную составляющую в тарифе, а прибыль получает ОАО – коммерческая организация, которая должна это делать из своих прибылей?
Крепнет убеждение, что долги населения перед коммунальщиками виртуальны – это сумма прибыли этих организаций. Сегодня все, что связано с нормативами, – незапланированная прибыль. Взять ОАО «ВКС». Есть квартиры, в которых имеются индивидуальные приборы учета расхода горячей воды. А есть квартиры, в которых таких приборов нет.
В большинстве домов нет общедомовых приборов учета по горячему водоснабжению. Значит на общедомовые нужды выставляют счета по нормативам. То же самое происходит и с «Водоканалом». Хотя установка ОДПУ является основным мероприятием по энергоэффективности домов. Но управляющим компаниям или ресурсникам выгодно не устанавливать ОДПУ в МКД, так как это сразу снизит оплату.
С тарифообразованием тоже происходит странное. Берем объем услуги в знаменателе и делим на затраты на производство тепловой энергии и на инвестпрограмму. Получаем стоимость единицы услуги. Если в знаменателе увеличим объем, то стоимость будет меньше. Но ресурсоснабжающие организации пытаются увеличить затраты и минимизировать объем услуг. Мы об этом говорим давно. Но нас не слышат.
Тарифы и нормативы утверждает департамент цен и тарифов на основе данных, представленных заявителем. Статья 20 Жилищного кодекса гласит, что контролировать законность установленных нормативов и тарифов обязана государственная жилищная инспекция субъекта. Парадокс ситуации заключается в том, что один орган исполнительной власти должен контролировать другой орган исполнительной власти.
Но при департаменте цен и тарифов есть общественный совет. Его возглавляет активист, который сам является руководителем одной из компаний в сфере ЖКХ. Другой активист, курирующий «ЖКХ-Контроль» от лица ОНФ, сам работает в УК. Можем ли мы ждать работы в интересах горожан от таких общественников, которыми можно управлять через лицензирование администрацией области?
Главный вопрос тарифной политики – что ставить во главу угла. ЖКХ должно быть социально ответственной сферой. Бизнес же нацелен прежде всего на извлечение прибыли. Ну а администрации всех уровней, вместо того, чтобы помогать людям, пока помогают зарабатывать деньги ресурсникам.