С какими проблемами сталкиваются независимые станции
Топлива не хватает — автозаправкам разрешат продавать пиво и вино. Такое решение приняли в правительстве в конце сентября. Власти хотят дать заправкам дополнительный заработок, чтобы повысить их рентабельность, но самое главное — остановить рост цен на бензин. Критики отмечают, что мера избыточна. АЗС и так неплохо зарабатывают, в том числе незаконно, например, массово недоливая бензин. Так ли это на самом деле? И что делать владельцам независимых АЗС, чтобы не потерять бизнес? Разбирался Александр Ляпин.
Иметь собственную заправку, а лучше сеть АЗС: в начале 90-х так выглядела мечта об идеальном бизнесе. Делать ничего не надо, деньги буквально капают из крана, точнее, из заправочного пистолета. Но хозяевам АЗС конца 2010-х жизнь совсем не кажется сказкой — свести бы концы с концами, рассказал «Ъ FM» владелец сети автозаправок в Нижегородской области Александр Вахрушин: «225 тыс. руб. В них входит зарплата сотрудникам — это четыре оператора. Кроме того, налоги, затраты на электричество, мелкие затраты: лампочки поменять, санузлы сделать, еще что-то. В общем, набегает».
С конца весны ситуация стала почти безвыходной: власти потребовали от заправщиков держать цены на топливо. Заправкам крупных нефтяных компаний это было не так сложно, ведь для их владельцев АЗС — побочный бизнес. Для независимых сетей — это прямой путь к разорению. Но винить в этом только власти нельзя, основные проблемы из-за скачков курса рубля и ограничений на розничные цены, говорит глава управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Это из-за них в какой-то момент на рынке сложилась уникальная ситуация — опт стал дороже розницы.