Владимирская область тратит на обслуживание Системы-112 в разы больше, чем другие регионы ЦФО

В бюджете нашего региона на эти цели заложено почти в 6 раз больше, чем в Воронежской, в 7 раз больше, чем в Калужской и Тульской областях.
Можно сравнить ещё наши расходы с соседней Нижегородской областью, где населения в два с половиной раза больше, чем в нашем регионе, туристов — в 3,5 раза больше, при этом бюджет Системы-112 почти вдвое меньше, чем во Владимирской области.
Почему наша область платит втридорога? Мы не знаем. А у правительства региона, прокуратуры, Следственного комитета, ФАС, УВД это, видимо, не вызвало аналогичного вопроса.

Оказание услуг по техническому обслуживанию, сопровождению и поддержке Систем-112

Второй вопрос, который нас беспокоит, — почему при таких затратах Система-112 в нашем регионе не оказывает полный комплекс помощи, предусмотренный законодательством РФ? Например, глухие и слабослышащие люди не могут обратиться в службы 101, 102, 103, вызвать помощь в случае ДТП или другой чрезвычайной ситуации, так как основной канал связи у всех этих экстренных служб – голосовой звонок. Связаться с оператором экстренных служб по СМС или совершить видеозвонок не получится.

А в России более 13 миллионов людей с нарушением слуха, в том числе, более 1 миллиона — дети. По данным Всероссийского общества глухих, численность глухих, которые являются носителями жестового языка, — более 400 тысяч человек. И это потенциальные туристы, которые могут посетить наш регион. Однако этой многомиллионной категории граждан не предоставлена возможность обратиться как в экстренные службы напрямую, так и в аварийно-диспетчерские службы организаций ЖКХ или автодора, доступным для них способом, хотя техническая возможность коммуникаций разработана.

По решению комиссии по чрезвычайным ситуациям Владимирской области от 29 октября 2021 года разработано мобильное приложение «112 Автомобилист» с функционалом для глухих и слабослышащих людей.

Приложение может передавать в специальную дежурно-диспетчерскую службу поддержки автомобилистов (АДСА) местоположение с точностью до 15 метров, что крайне важно при поиске пострадавших в незнакомой местности. В нем предусмотрена возможность отправки не только СМС, но и иконок происшествия, а также аудио- и видеофайлов, совершения видеозвонка. Приложение может создать чат для переписки с целью оказания помощи инвалидам, слабослышащим и имеющим ограничения по голосу. «112 Автомобилист» при необходимости может отслеживать маршрут передвижения туристов в лесу и других местах с целью сужения поиска в случае чрезвычайной ситуации, передавать уведомления о наличии угроз при движении по маршруту (ДТП, коммунальная авария, метеорологические условия и т.д.), связываться с волонтерскими организациями, в том числе для консультаций или эвакуации авто- и мототехники (дежурными службами Всероссийского волонтерского движения взаимопомощи на дорогах «Джип Алерт» и движения «АвтоМотоРоссия»). Также приложение можно использовать для оповещения граждан о ДТП, ЧС, в целях ГО. Предназначенное, в первую очередь, для автопутешественников, оно дает возможность гражданам с ограниченными возможностями здоровья обращаться в экстренные службы доступными, с учетом ограничений здоровья, способами.

Мобильное приложение было создано и протестировано в 2022 году. На тот момент это были самые передовые технологии «личной безопасности» по оказанию консультационной помощи и оповещению населения. Приложение было создано без вливания бюджетных средств —общественниками («Народным контролем») и бизнесменами.

Ответственным за взаимодействие комплекса и Системы-112 Владимирской области было назначено министерство региональной безопасности. Программный комплекс АДСА должен был быть интегрирован в Систему-112 еще в 2022 году. Но прошло полтора года, а решение губернатора А. А. Авдеева по внедрению технологий «личной безопасности» не выполнено, к Системе-112 комплекс не подключен, мобильное приложение для автотуристов не запущено. Прокуратура внесла представление руководителю ГКУВО «Служба ГО, ПБ и ЧС Владимирской области».

Общественники, тем временем, предоставили комплекс в безвозмездное пользование инвалидам Владимирской области, которые могут с помощью комплекса АДСА вызывать врача на дом, записываться на приём к врачу, но из-за отсутствия интеграции с Системой-112 не могут: вызвать скорую помощь, пожарных, полицию, обратиться в другие экстренные службы. Затраты на техническое обслуживание системы несут общественники, а не бюджет.

И вот на днях «Народный контроль» получил от ГКУВО «Служба ГО, ПБ и ЧС Владимирской области» уведомление о прекращении сотрудничества: необходимо освободить помещение диспетчерской, которая как раз и была создана общественниками для внедрения системы «личной безопасности», в том числе для последующей интеграции в Систему-112. Её ликвидация ставит крест на проекте, который так и не заработал из-за непонятного противодействия заинтересованных, казалось бы, сторон. Для инвалидов по слуху это означает еще и отключение приложения, т. е. невозможность обратиться за медицинской помощью, которая стала более доступной благодаря АДСА. Для чего в нашем регионе блокируется система адаптации инвалидов, которая бюджету ничего не стоит? Или причина – как раз в этом?