Больше всего вопросов — к дизельному топливу

В рамках проекта «Трасса:контроль качества», реализуемого с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, в феврале прошло три рейда, в ходе которых было проверено 11 объектов придорожного сервиса. Подробнее об этом в материале журналистов «АвтоГазеты».

Владимирская региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей – Народный контроль» продолжает  свои рейды по области в рамках проекта «Трасса.  Контроль качества»  в поисках суррогатного топлива, а также нацелен выявить факты правонарушений при реализации нефтепродуктов.

На этот раз общественник Алексей Смирнов и журналисты «АвтоГазеты» был выбран маршрут Владимир – Александров – Киржач.  Выехали мы ранним морозным утром, когда термометр показывал  – 17 градусов.

Первая точка маршрута – небрендовая заправка на подъезде к Александрову. Как и обычно, для проб мы заливаем дизтопливо и 92-й бензин.

Итак, первая проба в сегодняшнем рейде – дизельное топливо, которое в чеке указано как зимнее. Да, я не зря в начале статьи указал на морозную температуру, потому  что когда из фарфоровой тары начали переливать  в стеклянную бутылку для опломбирования, топливо начало густеть. Мы думаем, что то же самое происходило в баках автомобилистов, кто решил заправить это топливо в своих железных коней, питающихся  дизелем. Это при том, что резервуар-то подземный, и в баки топливо подается, так сказать, тепленьким.

Далее залили 92-й, который при переливке ни своим цветом,  ни агрегатным состоянием и запахом никак себя с отрицательной стороны не проявил.

Следуем на очередную безызвестную заправку города Александрова. Заправка оказывается цивильной – с кафетерием, магазином масел и различной  автомобильной утварью.  Пока оплачивали бензин, в зал из подсобных помещений вышел молодой человек. Он не представился, но, судя по всему, выполнял полномочия администратора или управляющего.

Сначала молодой человек выяснял, кто мы и откуда, потом наблюдал за работой общественников, нахваливая бензин, продающийся на данной заправке. К слову сказать, бензин действительно оказался хорошим – ни на предыдущей заправке, ни на этой лабораторные пробы не показали каких-либо  отклонений. Можно сказать, что город Александров прошел нашу проверку. Однако у обеих заправок были замечены нарушения: отсутствовали огнетушители вблизи автозаправочных колонок и не все обязательные документы были представлены на информационном стенде.

Также на второй заправке маркировка на чеке не соответствовала реальному техническому регламенту паспорта качества топлива.

В кафетерии при этой же заправке нам не смогли показать декларацию на продукты питания, что лежат на прилавках.

Да, проверка подобных пунктов общественного питания также входит в проект «Трасса». И проверяем мы не только кафетерии при заправках, но и ларьки с шаурмой.

 

Вот и после посещения александровских заправок мы отправились на поиски местной шаурмы. Искать особо не пришлось: ларек с броской вывеской сразу попался нам на глаза.

Зрелище, конечно, удручающее:  никакой информации на стенде нет вообще, готовят шаурму лица азиатского вида, и при получении денег  чек обычно не выдают.  По нашей просьбе один из них ушел в подсобку и вернулся с чеком, на котором не было конкретной информации: ИП это или ООО – не разобрать.

Следующий пункт нашего рейда – Киржач. И первая наша точка в этом славном городе – заправка с золотыми львами. Все сделано в лакшери-стиле, но заправка-то сама по себе не брендовая.

Да и бензин так себе.  Уже при взятии пробы это было понятно: дизельное топливо было мутным по консистенции и так же, как и на  первой заправке в Александрове, густело на морозе.

92-й мы не смогли купить на этой заправке по той причине, что он закончился.  Ну, закончился, так закончился – давайте 95-й. Как только взяли пробу, в нос ударил резкий запах бензина, что явно говорило о каких-то примесях.

В итоге все оказалось плачевно: предварительные лабораторные исследования признали некачаственными  оба образца топлива с данной бензоколонки.

Последняя заправка рейда  также не оказалась примером для подражания. Огнетушители отсутствовали, впрочем, так же, как и на вышеперечисленных заправках, 92-й бензин оказался некачественным, что сразу было понятно по запаху из заправки.

На обратном пути закупились в ларьке киржачской шаурмой без прописки, имени собственника и даже без чека, а также в придорожном сетевом супермаркете купили овощи для проверки на нитраты.

Через пару дней, 12 февраля, мы с общественниками отправились в Нижний Новгород, где вместе запустили уже не областной, а межрегиональный проект «Трасса», в рейдах которого будут участвовать общественники из всех входящих в проект областей: Московской, Владимирской, Нижегородской. Именно на рейд такого «нового» формата мы и отправились.

По пути, еще в области, взяли пробы на вязниковских и гороховецкой заправке. Все пробы топлива оказались качественными. И мы увидели положительные плоды труда общественников и исполнительной власти.

Год назад одна из вязниковских заправок попала под взор общественников. Торговала станция дистиллятами, и это при том, что компания выиграла торги на заправку муниципального транспорта. Привлекли межрайонную вязниковскую прокуратуру. И вот сейчас, спустя год, мы приезжаем на эту заправку: бензин качественный, техника безопасности соблюдена, и главное –  вся необходимая документация в наличии. Главное – она уже была на стенде, и показать и вывесить ее никто не просил.

Пожалуй, это отличный пример того, что получается, когда общественники и власть работают вместе.

Как раз именно так проходят рейды у коллег в Нижнем Новгороде. В рейде участвовали общественная организация «Общество охраны природы»,  некоммерческая организация «Территория завтра», а также комитет по экологии Законодательного собрания Нижегородской области во главе с председателем  комитета Атмаховым Владиславом Олеговичем.

Позже все участники встретились на брифинге в Законодательном собрании Нижегородской области, подвели итоги промежуточной работы и дали начало межрегиональному проекту.

Даже исполнительная власть отмечает большой вклад общественников в сфере защиты прав потребителей.

Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Максим Григорьевич Макашов:

«Работа эта показательна и практична. Вы со своей стороны показали, как можно взаимодействовать государственным органам и общественным движениям. И для государства эти проблемы становятся понятны, их можно проанализировать. Я думаю, что работа такая должна быть продолжена, мы с большим удовольствием  включимся в работу и в текущем году. Понятно, что в свете либерализации нашего законодательства в сфере малого и среднего бизнеса у контролирующих органов возникают определенные проблемы с проведением подобных рейдов,  плановых и внеплановых. Например, плановые проверки у нас составляются раз в год и согласовываются с генпрокуратурой. Поэтому в такой правовой базе нам нужно искать новые формы взаимодействия и реализации этих проверок».

Действительно, мы на примере нижегородских коллег увидели эффективность работы, когда общественников поддерживает и законодательная, и исполнительная власть. Труды общественников не проходят напрасно, а граждане Нижегородской области чувствуют себя защищенными. Нижегородская область проблемы видит и старается их решать. В то же время складывается впечатление,  будто у нас проблем с правами потребителей нет, а это в корне не соответствует действительности, что подтверждают рейды «Общественного контроля», которые будут проводиться и в дальнейшем, для выявления и обнародования этих проблем.

 По материалам «АвтоГазеты» №3 (145)