Заложники 44 ФЗ: чем заправляют государственные автомобили?

27 июля 2017 года активисты Владимирской общественной организации «Народный контроль» совместно с редакцией «АвтоГазеты» провели рейд по автозаправочным станциям

с целью общественного контроля качества продаваемого топлива. Причем объекты для проверки выбирали не случайным образом, а отправились уже по конкретным адресам.

Дело в том, что и активисты «Народного контроля», и корреспонденты редакции «АвтоГазеты» в течение последних недель получали из разных источников сигналы о крайне низком качестве топлива, продающегося на автозаправочных станциях одной из сетей города. Первый пункт «программы» — АЗС Muller на Мира, 63. Представившись, активисты Народного контроля оплатили на кассе по 2 литра бензина Аи-92 и Дизтоплива. Дождавшись, пока заправится карета Скорой помощи (автомобили станции СМП заправляется на данной АЗС в результате проведенных торгов), активисты взяли образцы бензина и дизтоплива для проведения собственной лабораторной экспертизы. Сразу же смутило, что в кассовом чеке была указана марка топлива – ДТ зимнее, класс Евро 5 — ведь на дворе конец июля. В паспорте же качества, была указана совсем другая марка – ДТ летнее. На самой колонке была указана третья марка топлива – ДТ-Е-К5 – т.е. топливо межсезонное. Товаросопроводительные накладные, которые сотрудники АЗС также должны были предоставить по первому запросу покупателя, вообще отсутствовали. На лицо нарушение Федерального закона «О защите прав потребителя», ведь каждый покупатель в праве знать, какое топливо он покупает, и если топливо качественное, то и документы на топливо должны быть в порядке. Далее активисты Народного контроля проследовали на вторую АЗС сети – на ул. Большая Нижегородская, 75А. На второй заправке были зафиксированы те же самые нарушения с документацией и также были закуплены образцы топлива и направлены в лабораторию. К сожалению, так как лабораторную экспертизу проводила общественная организация, а не контролирующие органы, мы не можем опубликовать результаты в «АвтоГазете», иначе сразу же нарвёмся на обвинения в давлении на бизнес. Но результаты общественной экспертизы были направлены всем заинтересованным лицам, в первую очередь – руководству Станции скорой медицинской помощи, ведь вопрос качества бензина играет большую роль в работе столь важной экстренной службы.

Заинтересовавшись результатами экспертизы, проведенной общественной организацией, редакция Автогазеты решила выяснить, какие ещё государственные предприятия заправляются на АЗС сети Мюллер. Основываясь на данных электронного портала «ГосЗакупки», мы выяснили, что ООО «Кайзер» (юридическое название сети Мюллер), в течении последних двух-трёх месяцев успешно выиграло у своих конкурентов в целом ряде проведенных электронных аукционов. Например, станция Скорой медицинской помощи заключила 2 договора на поставку топлива на общую сумму 2,3 млн руб. Среди предприятий, также заключивших договора, значатся ГУП «ДСУ-3» (5 торгов на 8,6 млн руб.), УМВД России по Владимирской области (9 торгов на 8,2 млн руб.), Юрьев-Польская ЦРБ (2 аукциона на 2,5 млн руб.), Селивановская ЦРБ, Детская городская поликлиника, несколько школ, больница скорой помощи, Муромский водоканал, Владимирский Государственный Университет, Центр Управления городскими дорогами, ВЮИ ФСИН России, Городская больница №7, Областная детская клиническая больница (список не полный). Основной и единственный критерий, по которому «Кайзер» обыграл своих конкурентов – наиболее низкая цена топлива. В некоторых случаях цена, предложенная «Кайзером», была на 10-15% ниже, чем у остальных участников торгов. Например, в торгах от 16 июля 2017 года на поставку дизельного топлива для нужд Станции Скорой медицинской помощи, начальная цена контракта 353970 рублей, была снижена до 290971 рублей, т.е. почти на 18%.

КОММЕНТАРИИ АССОЦИАЦИИ НЕФТЕПРОМЫШЛЕННИКОВ

В вопросах ценообразования нам помог разобраться Президент Владимирской областной топливной ассоциации, член Совета Владимирского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Вишняков Рустам Сулейманович.

«Если, как вы говорите, цена на 10-15 % ниже, то это уже наводит на подозрение, т.к. средняя наценка на топливо на АЗС в настоящее время всего около 10%. А ведь топливо надо купить, привезти, организовать хранение, отпустить с АЗС и еще оплатить банковский процент, поэтому такие скидки сделать невозможно.

Но, с другой стороны, из потребителей никто не пожаловался, значит всех всё устраивает. Ведь это же в основном государственные предприятия, им машины не жалко — не свои».

ЧАСТЬ 2. Сбежавший бензовоз

3 августа редакция АвтоГазеты получила информацию, что на одном из предприятий ГУП ДСУ-3 ждут приёмки бензина Аи-92 в рамках заключенного по результатам торгов контракта с ООО «Кайзер». Мы выдвинулись в посёлок Улыбышево, вооружившись набором для взятия контрольных проб топлива. Прибыв на место, мы обнаружили бензовоз, но отгрузка не осуществлялась, т.к. руководство ДСУ-3 уже было осведомлено о прошедшем 27 июля рейде «Народного контроля». Дорожники решили не рисковать и сначала проверить качество топлива. Проведя экспресс-тест и ознакомившись с сопроводительной документацией, было принято решение пригласить представителей ООО «Кайзер» уже для официального взятия проб топлива. Через 10 минут после звонка в «Кайзер», бензовоз покинул территорию предприятия без объяснения причин…

На утро следующего дня бензовоз, в сопровождении представителя ООО «Кайзер» вернулся на базу ДСУ-3 в посёлке Улыбышево. Как мы и ожидали, сопроводительная документация уже сильно отличалась от той, которую нам демонстрировали накануне: в паспорте качества числился уже совсем другой завод. В присутствии и заказчика, и поставщика, были взяты контрольные пробы и отправлены, по согласию сторон, в лабораторию «Нефтетест». Каково же было и наше, и дорожников удивление, когда мы получили результаты проведенной экспертизы. Бензин Аи-92 по факту оказался с октановым числом 115(!!).

Товарнова Любовь Ивановна, руководитель Исследовательского Центра «НефтеТест»: «ДСУ-3 воспользовались своим законным правом, которое прописано в контрактах: заказчик имеет право провести экспертизу поставляемого ему топлива – они её и провели. Дальнейшие действия уже будут происходить в поле взаимоотношений непосредственно поставщика и самого ДСУ-3. Контракт у них типовой, который подразумевает, что поставщик обязан предоставлять паспорта качества. За последние полтора-два года, мы ни разу не видели, чтобы поставщик — любой, не только эта организация – предоставила паспорт качества, который прописан в контрактах, Гражданском Кодексе, ГОСТах и непосредственно в техническом регламенте. Предоставляют обычно паспорт топлива самого завода-изготовителя. Хотя закон трактует, что паспорт выписывается на основе фактических данных. Т.е. поставщик, в соответствии с законом, обязан предоставлять паспорт качества за своей фамилией. Если какая-то компания поставляет в ДСУ-3 или Скорую помощь топливо, они должны поставлять его под своим именем. И естественно вписывать туда те характеристики топлива, которые они должны получить у себя. Крупные компании, которые дорожат своим именем, оформляют паспорта качества должным образом. Если приезжаешь даже на заправку, они предоставляют клиентам паспорта как заводов-изготовителей, так и собственные паспорта качества. Компании, которые что-то скрывают, прикрываются паспортами только заводов-изготовителей. Когда я приезжаю на АЗС и вижу, что на колонке написана одна марка топлива – ДТ межсезонное, в кассовом чеке другая марка – ДТ зимнее, а в паспорте качества указана марка ДТ летнее, то у меня, как у потребителя, возникает вопрос: а не обманывают ли меня?

Касательно сектора госзакупок: оформленные надлежащим образом документы должны истребоваться организатором торгов еще на стадии заключения контрактов. Т.е. когда компания заявляется на торги, она обязана предоставлять декларацию соответствия, паспорт качества и товаросопроводительные накладные. Такие ситуации и такие организации-поставщики существуют сегодня только из-за того, что во-первых мы не знаем Закон, а во-вторых организатор торгов просто не имеет опыта в закупке топлива. Ведь у того же Департамента имущественных и земельных отношений имеется весь спектр законных прав и возможностей ещё на этапе торгов такие ситуации исключить.»

Эта статья получила рабочее название «Заложники 44 ФЗ» потому, что любая государственная организация, «нарвавшаяся» на недобросовестного поставщика и заключившая контракт на поставку топлива, попадает в «интересное положение». С одной стороны, та же Скорая или Полиция не может заправляться некачественным топливом – всё же вопрос безопасности и сохранения жизней. С другой стороны, расторгнув контракт с компанией-поставщиком, встанет вопрос: чем заправлять служебный транспорт? Ведь для заключения нового договора необходимо объявить заново торги, собрать заявки участников, выбрать поставщика и снова заключить с ним контракт. Результаты экспертизы направлены в контролирующие органы: в Центральное межрегиональное территориальное управление Росстандарта и Территориальное Управление Роспотребнадзора по Владимирской области. В свою очередь, редакция «АвтоГазеты» направила официальное письмо руководству ООО «Кайзер» с просьбой разъяснить ситуацию. Следите за развитием событий в следующих выпусках «Автогазеты».

Андрей Травников

АвтоГазета №14 (132) от 12.08.17