Не весь общественный контроль одинаково полезен

Мы занимаемся общественным контролем с 2005 года и нашли правовую нишу, позволяющую делать это эффективно. Считаем нужным поделиться своим опытом, так как в РФ под общественным контролем часто понимают деятельность, которая сводится лишь к мониторингу проблем и привлечению к ним внимания СМИ Но такая иллюзия общественного контроля выполняет функцию «выпуска пара», однако не решает конкретные проблемы. У сложившейся ситуации – 2 основных причины.

Первая – противоречия в российском законодательстве. По 212-ФЗ от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», граждане не вправе участвовать в общественном контроле самостоятельно, а общественные объединения не являются субъектами общественного контроля‍♂ Общественные палаты признаны субъектами контроля, но не имеют полномочий по обращению в суд с целью защиты прав граждан. Им дозволено только наблюдать за деятельностью органов власти и не более.

Вторая причина – государственная поддержка бесправного варианта общественного контроля. Совместные действия органов исполнительной власти и Общественных палат в регионах вводят граждан в заблуждение относительно реальных возможностей общественного контроля, выхолащивая его до уровня круглых столов, совещаний и публикаций в СМИ.

Механизм реального, а не показательно-декларативного общественного контроля, содержится только в Законе РФ «О защите прав потребителей», который наделяет общественные объединения потребителей правом осуществлять общественный контроль и обязывает государственные надзорные органы и органы местного самоуправления возбуждать административные дела на основании обращений общественных объединений.

И это реальный общественный контроль: при выявлении нарушений виновные привлекаются к гражданской и к административной ответственности А если надзорные органы бездействуют, то мы обращаемся в суд в целях защиты неопределенного круга граждан.

У «Народного контроля» есть опыт продуктивного общественного контроля в сфере торговли моторным топливом и продуктами питания, в сфере услуг (ЖКХ, общепит, мобильная связь), в сфере обеспечения пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, экологического благополучия граждан. Мы успешно оспаривали нормативно-правовые акты регионального значения и случаи бездействия надзорных органов.

Президент поручил организовать общественный контроль исполнения нацпроектов, но оказалось, что делать это некому. Мы готовы делиться опытом эффективного общественного контроля и в этой сфере!

 

«Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов»