РОССТАНДАРТ: ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЯ КОНТРАФАКТНОГО ТОПЛИВА

Росстандарт обеспокоен ситуацией, которая сложилась на топливном рынке России. Пока она не критическая, но вызывает большие опасения. В Суздале по инициативе Росстандарта прошло публичное обсуждение результатов работы ведомства в этом направлении за 5 месяцев 2018 года.

Во Владимирской области за месяц цены выросли и на дизельное топливо, и на бензин. Например, Аи-92 с начала мая в среднем подорожал с 39 рублей до 42-х. Одной из проблем называют чрезмерную ориентированность оптовых компаний на экспорт топлива. Называют и еще одну причину — налоговый маневр, который повлиял на стоимость НДПИ (величину налога на добычу полезных ископаемых).

— Треть нефти внутри страны перерабатывалась с убытком. Поэтому нефтяным компаниям было невыгодно производить топливо. Перед выборами президента они произвели топлива много, и поэтому в январе-феврале оптовые цены были хорошие. И была нормальная ситуация. А потом нефтяные компании стали повышать цены на бирже. Затем они вышли на очень большую цену. Во Владимире покупная цена на 92-ой была 43 рубля за литр, — сказал Рустам Вишняков, руководитель Владимирской областной топливной ассоциации.

Выход из ситуации есть. Налоговый маневр с января 2019-го должен быть изменен. Из НДПИ на нефть будет вычитаться так называемый обратный акциз, что приведет к снижению налога. Тогда, по словам Рустама Вишнякова, заводам будет выгодно производить бензин.

— На биржевом комитете Дмитрий Махонин, начальник департамента федеральной антимонопольной службы, представитель министерства пригрозили нефтяным компаниям, чтобы они поставили топливо на местный рынок и для оптовых покупателей уменьшили цену. И вот сегодня утром оптовая цена на бензин у «Газпромнефти» упала сразу на 3 рубля за литр, — отметил Рустам Вишняков.

— Я думаю, что в ближайшие 2-3 недели особо ситуация не изменится, потому что еще есть период доставки топлива, период его закупок и так далее. Что не может быстро сказаться на той ситуации, которая складывается на сегодняшний день. 92-й у нас 42,99 р., а 95-й — 45,99 р., — признался Михаил Бутиков, замдиректора розничной реализации по Владимирской области АЗС «Газ-Розница».

Еще одной проблемой продавцы топлива называют техническое переоснащение нефтеперерабатывающих заводов. Многие из них до сих пор находится на профилактическом ремонте. Это также сказывается на дефиците топлива. Но есть и другая проблема, куда более серьезная. Качество самого топлива. Очень много бензина во Владимирской области поддельного.

— Состояние на рынке нефтепродуктов во Владимирской области наиболее критичное по сравнению с другими регионами. Самый высокий процент нарушений. Самое высокое количество обращений с претензиями потребителей к качеству топлива и, что особенно настораживает и что требует внимания и прокуратуры и УБЭП, — это тот факт, что очень высокое содержание серы в образцах, которые отбираются на территории Владимирской области. Это однозначно говорит о том, что здесь осуществляется реализация контрафактного топлива, — сказала Марина Калинникова, руководитель ЦМТУ Росстандарта.

Нарушения товарно-сопроводительных документов, незнание норм и требований технического регламента. По-прежнему у Росстандарта есть претензии к оформлению чеков, в которых зачастую или намеренно неправильно или вовсе не указана марка топлива. И это далеко не полный перечень нарушений, которые встречаются в 33-м регионе. Повлиять на ситуацию могут общественники. Представители «Народного контроля» за 5 месяцев 2018 года проверили во Владимирской области 26 организаций, продающих топливо.

— Тенденция такая, что 13% бензина оказалось некачественным, и по дизельному топливу 40% из проверенного оказалось контрафактом. Это топливо не соответствует техническому регламенту. Две третьих нашего владимирского рынка не контролируются ВИНКами (вертикально-интегрированные нефтяные компании), у которых есть свои внешние нефтеперерабатывающие заводы. В чем проблема нашего рынка? Чем больше цена, тем больше контрафакта, — сказал Алексей Смирнов, председатель ВРООП «Народный контроль».

Критика из уст общественников прозвучала и в адрес областной администрации. Мол ничего не делает и не контролирует. Ну а если без эмоций и по делу? Оказывается работа идет. И уже приобретена специальная передвижная лаборатория, при помощи которой можно будет проверять качество бензина. Не обойтись тут и без выработки механизмов взаимодействия общественных организаций с надзорными органами. И в идеале — выстраивание своей системы качества, которая положительным образом скажется на развитии всего топливного рынка региона.

«Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов»